Комиссия по противодействию коррупции на 2016 год

(утверждено приказом по гимназии  от 06.01.2016 № 06 « О создании комиссии по противодействию коррупции»):


1. Астапкова Татьяна Михайловна, главный бухгалтер;
2. Дубчук Галина Николаевна, учитель начальных классов, председатель профкома;
3. Зычкова Татьяна Александровна, заместитель директора по учебной работе;
4. Козлова Светлана Валериановна, заместитель директора по учебной работе;
5. Мурзина Татьяна Анатольевна, заведующий библиотекой;
6. Шевцова Татьяна Петровна, заместитель директора по административно-хозяйственной работе;

 

Председатель комиссии: Козлова Светлана Валериановна, заместитель директора по учебной работе;

 

Заместитель председателя комиссии: Дубчук Галина Николаевна, учитель начальных классов, председатель профкома;

 

Секретарь: Мурзина Татьяна Анатольевна, заведующий библиотекой;

(Протокол комиссии от 08.01.2016 №1)

 

 

Основные нормативные правовые документы по борьбе с коррупцией

 

1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2006 г. № 165-З О борьбе с коррупцией

Принят Палатой представителей 23 июня 2006 года
 Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514);

Закон Республики Беларусь от 3 декабря 2009 г. № 64-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 2/1616) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 18 марта 2010 г.;

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 78-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 5, 2/1630);

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2010 г. № 132-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 147, 2/1684);

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 332-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 5, 2/1885)

 

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

 

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 "Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции"

 

3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2015 г. № 326 внесены дополнения и изменения в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732.

 

Почему это касается меня?

Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно  в мире расточительно расходуется один триллион долларов ($1,000,000,000,000).

приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни.

оказывает на вас воздействие, даже если вы не сталкиваетесь с ней  напрямую.  Так, :

·         мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего  богатства страны;

·         влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров и т.д.

·         приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на оказание социальных услуг (школы, больницы, дороги, канализация, полиция и т.д.), не используются должным образом, что ухудшает качество услуг;

·         создает условия для того, чтобы люди, у которых есть деньги и связи, могли изменять законы и постановления государственных органов в своих интересах;

·         подрывает доверие к правительству.

Согласно исследованию, когда страны ведут борьбу с коррупцией,  государственные доходы  в долгосрочной перспективе возрастают в четыре раза. При снижении коррупции бизнес может развиваться на три процента быстрее, а уровень детской смертности может снизиться на целых 75%.

Четыре причины роста коррупции:

·         

Возможности. Люди подвержены коррупции, когда система работает неэффективно и им необходимо найти способ достижения своих целей без учета существующего порядка и законов.

·        

 Низкая вероятность разоблачения. Отсутствие подотчетности является следствием прежде всего отсутствия транспарентности  (например, государственные чиновники не  информируют о том, что они делают, каким образом и почему, и не объясняют свои действия), а также слабой правоприменительной деятельностью  (органы правопорядка не привлекают к ответственности имеющих властные полномочия лиц, которые злоупотребляют своими обязанностями).

·        

 Плохая мотивация. Например, когда чиновник получает столько, что ему не хватает на жизнь, или когда у него отсутствует уверенность в завтрашнем дне, он дополняет свои доходы взятками.

·         В определенных ситуациях и обстоятельствах обычные люди перестают уважать закон.Они пытаются обойти законы правительства, которое они считают незаконным. Нищета или нехватка товаров (например, лекарств) также может побудить людей не соблюдать законы.

Поэтому когда возникает желание дать взятку чиновнику, чтобы получить нечто ценное лично для себя (например, провести телефон),  следует иметь в виду, что дача взятки способствует росту коррупции в стране.

Борьба с коррупцией тесно связана с улучшением системы управления страной, т.е. с улучшением системы формирования правительства и руководства его деятельностью.

 

Понятие коррупции в законодательстве Республике Беларусь

Республика Беларусь, являясь членом мирового сообщества, испыты­вает влияние мировых процессов и тенденций, в том числе характерных для преступности. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляет себя , экономическая преступность и ее разновидности в фи­нансовой и банковской сферах, легализация преступных доходов.

 

в силу ряда причин проникла в различные сферы эконо­мики, социальной и политической жизни Беларуси, поразив многие слои общества, в том числе и работников государственного аппарата. Такие коррупционные проявления как должностные злоупотребления, протек­ционизм, взяточничество стали достаточно распространенными.

 

Термин "" в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова "" восходит к глаголу (corrumpere) - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса.

 

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею были хорошо знакомы еще древней Спарте. Уже для Геродота взяточничество в сфере спартанского высшего руководства является важ­ной темой. Так, он передает версию, что в 524 г: все спартанское коман­дование, возглавлявшее экспедицию на Самос, было подкуплено самосским тираном Поликратом, и именно поэтому поход оказался безрезуль­татным. После того, как лихорадка обогащения охватила всю Спарту, был принят закон, допускающий ввоз и хранение иностранной валюты, но только для государственных целей и под государственным наблюдением. Частным лицам хранение золотой и серебряной монеты в собственных домах грозило смертной казнью.

 

связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственны­ми и частными структурами не могут обеспечить полноценное функцио­нирование системы и объективно в любом обществе дополняются нефор­мальными отношениями.

 

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контро­лирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руко­водителей, недостаток в организации и деятельности правоохранитель­ных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принима­емых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреб­лений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обяза­тельного "вознаграждения" чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других орга­низаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

 

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффектив­ного политического и правового контроля, четкой концепции админист­рирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют зло­употреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности  в осуществлении экономических реформ.

Основными факторами, способствующими коррупции, являются: концентрация власти, богатства и правомочий; громоздкая бюрократия; чрезмерное административное управление и ограничение в торговле, монополии, патронаж; недостаточно финансируемая и низкооплачиваемая государственная служба; слабая су­дебная система. К ним можно отнести также иные социально-экономические предпосылки (отсутствие жилья, низкая зарплата и т.н.).

 

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года "О  борьбе с  коррупцией" под коррупцией понимается «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом  своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

 

Применительно к нормам Уголовного кодекса Республики Беларусь наиболее часто выявляемыми преступлениями коррупционной направленности являются:

хищение путем злоупотребления служебными полномочиями – ст.210 УК Республики Беларусь;

злоупотребление властью или служебными полномочиями – ст.424 УК Республики Беларусь;

получение взятки – ст.430 УК Республики Беларусь;

дача взятки – ст.431 УК Республики Беларусь.

 

Указанные преступления характеризуются высокой латентностью поскольку не только коррумпированный чиновник, но и лицо, в интересах которого он совершает действия с использованием своего служебного положения, - не заинтересованы в выявлении их преступных взаимоотношений. Это оказывает существенное влияние на результаты проводимой правоохранительными органами работы. Необходимо отметить, что эффективная борьба с коррупцией возможна при сочетании работы правоохранительных органов с активной гражданской позицией каждого по неприятию любых проявлений